Теория разбитых окон
Бывало у вас такое, что вы мысленно осуждали других людей за то, что они мусорят в доме и во дворе, портят газоны своими автомобилями или занимают ими пешеходные дорожки и тротуары, рисуют на стенах в подъездах, клеят листовки с рекламой, которая не отдирается?
Наверное, вы подумаете: "Вот свинство! Это же гадко, - я же так не поступаю, почему же другие так делают?! Разве им самим приятно потом жить в таком свинарнике?" Виноватые в этом все остальные, но только не мы. Бороться с беспорядком в доме и во дворе, это все равно, что бороться с самими жильцами. Разве можно переделать всех их?
Обоснование теории
Оказывается, можно! Теория "разбитых окон", созданная криминалистами США в 80-х годах прошлого века, утверждала, что люди, видя отсутствие порядка в мелочах (разбитые окна или граффити на стенах), автоматически начинают считать, что останутся безнаказанными, нарушая закон и порядок в любой степени. Одно разбитое, неотремонтированное окно приведет к тому, что вскоре в районе разбитые окна станут нормой, а это, в свою очередь, приведет к более серьезным нарушениям порядка. Причина тому – неосознаваемое стадное чувство. Или, например, в контексте дворовой территории один неправильно запаркованный автомобиль приведет к тому, что совсем скоро все автомобили будут стоять на зеленых газонах и пешеходных тротуарах и так далее. Переломить эту эпидемию не помогут люди, проповедующие законное поведение. Поможет изменение контекста – тех самых мелких обстоятельств среды, которые побуждают людей совершать правонарушения.
Экспериментальные исследования
Эксперименты, подтверждающую эту теорию, были проведены студентами Гронингенского университета в Нидерландах. Приведем некоторые из них.
Первый эксперимент поведения людей был проведён на улице сначала возле чистой стены, а потом возле изрисованной, где паркуют свои велосипеды жители городка Гронинген.
Вначале у чистой стены на велосипедной парковки стоял знак, что запрещено рисовать на этих стенах. На рули всех велосипедов экспериментаторы повесили рекламные листовки. Урн на улице не было, следовательно, каждый человек мог поступить одним из трёх способов: забрать рекламу с собой, чтобы выкинуть потом, перевесить её на руль другого велосипеда или просто бросить на тротуар. Первый из вариантов считался положительным поведением, вторые два – отрицательным. Результатом стало - 71% людей забрали рекламу с собой, чтобы не мусорить на месте парковки.
Потом эксперимент повторился, но уже со стеной, разрисованной различными непонятными рисунками. В этот раз только 32% людей забрали рекламу с собой.
Из этого был сделан вывод, что знак, запрещающий рисовать на стенах, стимулировал людей и к соблюдению чистоты.
В следующем исследовании людей попытались спровоцировать на более значительное преступление – мелкую кражу. В почтовый ящик помещался конверт с прозрачным окошком, где находилась купюра в 5 евро. Но край конверта выглядывал из щели почтового ящика таким образом, что его можно было легко достать. В первом случае, при отсутствии явных нарушений порядка(почтовый ящик чистый), 13% прохожих вынули конверт из ящика. Во втором случае ящик был разрисован, и уже 27% присвоили конверт себе. В третий раз вокруг почтовых ящиков был разбросан мусор, и мелкую кражу совершили 25% прохожих.
Третий эксперимент был проведен на автомобильной парковке крупного гипермаркета, где в дворники автомобилей специально была помещена какая-то рекламная листовка. Отслеживались действия владельцев машин с этой листовкой. При этом на этой же парковке на видном месте была крупная надпись: "Возвращайте тележки с территории парковки снова в магазин". В первом случае, когда люди, возвращаясь к своим автомобилям, наблюдали отсутствие брошенных пустых тележек на парковке, бросили листовки на пол только 30%. А когда на парковке было много невозвращенных тележек, то видя такой беспорядок, неосознанно выкинули листовку на пол уже 58% людей.
Польза стадного чувства
Эти эксперименты убедительно показывают, что стадное чувство при нарушении культурных норм играет значительную роль: люди склонны вести себя именно так, к чему располагают окружающие условия, даже не задумываясь толком о своих действиях. Мы бессознательно берем пример с других, видя нарушение общественного порядка. Например, мы считаем незазорным выкинуть мусор на обочину, если он там уже имеется. В психологии есть такое понятие, как «контекст». Мы даже не подозреваем, насколько этот самый окружающий контекст влияет на нас. Если мы живем в доме, жители которого друг с другом приветливо здороваются, мы автоматически начнем со всеми здороваться. А если мы выбросили в подъезде мусор, тем самым мы провоцируем всех остальных поступать так же.
Так давайте будем провоцировать окружающих на позитивные вещи, ведь это реальный инструмент – как говорится, пример заразителен! Если мы не будем рабами чужих привычек, не будем идти на поводу, когда нас провоцируют на стадные поступки, наш мир в целом станет гораздо более приятным и комфортным!
Комментарии